Я думаю часть из вас уже поняла, о чем я хочу сейчас рассказать. Кто-то думает, что я буду говорить - никогда не говорите те слова, значения которых не понимаете. А может быть вы даже подумали, что я сейчас расскажу про то, что жаргон только для крутых спецов. Может быть я расскажу и про это. Но главное о чем я хочу сейчас сказать - если вы хотите, чтобы вас поняли - говорите своими словами. Поверьте, если в разговоре со специалистом вы назовёте монитор телевизором или экраном, а системный блок "та фигня куда много проводов втыкается" - никто не посчитает вас идиотом и не станет относиться к вам хуже. Скорее даже наоборот. Любому специалисту хорошо виден уровень грамотности того человека, с которым он общается. А если человек пытается казаться умнее чем он есть - это выглядит смешно и приводит к непониманию. Очень часто мне приходится тратить в несколько раз больше времени на решение элементарных задач, только из-за попыток рассказать суть проблемы не своими словами, а с использованием жаргона. Уверяю вас, мне, как и абсолютному большинству специалистов, глубоко фиолетово какими словами объясняют проблему. Главное тут, чтобы обе стороны понимали о чем речь. И хорошо если я сразу понимаю, что человек слабо разбирается в том что говорит. Иногда бывают случаи, когда такие вот любители жаргона умудряются остаться незамеченными. Мы с ними договариваемся, обговариваем все детали, а когда они видят результат работы - начинаются обвинения в том, что хотели они совершенно другого и другим способом. Когда начинаем выяснять и подробно разбирать почему возникло непонимание - оказывается, что тот набор слов, который они говорили в начале, был для них почти что выученным наизусть отрывком на иностранном языке. Ещё интересней тут тот факт, что когда они наконец-то начинают говорить понятными для них словами, то проблема решается в считанные минуты и все остаются довольны. Если же вы встречаете "специалиста", который разговаривает исключительно на жаргоне и неадекватно реагирует на объяснения своими словами - то он именно "специалист" и именно в кавычках. Видел я таких огромное количество. Чаще всего они встречаются в компьютерных магазинах и чуть реже в сервисных центрах. Для простого обывателя они говорят много умных слов и создают впечатление знающих людей. На самом же деле большая часть из них несут такой бред, что даже описать сложно. Если попытаться хоть как-то предать смысл этого бреда, то получится нечто вроде убеждений, что Запорожец лучше Мерседеса потому что у него цвет зелёный. Не верите мне - понаблюдайте за реакцией окружающих, когда такой специалист начинает свой монолог. Я не говорю, что жаргоном пользоваться нельзя - можно. Но если вы разговариваете не со своими друзьями и знакомыми, то лучше говорите своими словами. Все дело в том, что жаргон сильно зависит от контекста. И если в одном случае назвать системный блок "железом" - логично и понятно, то в другом с точностью да наоборот. Можно привести тут сотни примеров. Но не думаю, что это необходимо - вспомните аналогичные ситуации в своей сфере деятельности и поймёте как это выглядит. Я регулярно сталкиваюсь с людьми, которые, хоть и не разбираются в компьютерах, постоянно пытаются ввернуть какие-нибудь жаргонные или псевдожаргонные слова. Думаете это позволяет им выглядеть умнее? Как бы не так! Ничего кроме жалости и раздражения это не вызывает. Расскажу ещё одну занимательную вещь - чем лучше специалист, тем реже он использует жаргон. Звучит странно? Согласен. Ведь когда мы наблюдаем за работой профессионалов, то слышим в основном разговор на неизвестном диалекте вроде бы родного языка. Как же это стыкуется со сказанным? На самом деле никакого противоречия здесь нет. В работе жаргон необходим и без него никуда, ведь если начать переводить с этого самого диалекта на человеческий язык, то количество слов и предложений увеличится в несколько, если не в десятки, раз. Тут же речь идёт про употребление жаргона в повседневной жизни. Даже в компьютерных магазинах и сервисных центрах специалисты крайне редко используют именно жаргон. Чаще всего за жаргон тут принимается использование специальных терминов и названий моделей. А вне профильных учреждений от серьёзного специалисты вы даже спец.термины вряд ли услышите. Поэтому повторяю ещё раз. Если вы не знаете, не уверены как что-то называется - говорите своими словами и не пытайтесь выглядеть умнее. Любой специалист задаст необходимое количество уточняющих вопросов и вы получите то что хотите. Те же кто будет вытягивать из вас какую-то терминологию и плеваться от объяснений своими словами - просто хотят выглядеть круто, при этом ничего не зная.
|